Меню сайта

БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых.
Н.А. Островский писал: «Самое дорогое у человека – это жизнь».
Один из главных критериев уровня жизни человека – это безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. 
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
В настоящее время во всех странах мира отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах.
По тяжести и неблагоприятным последствиям на первом месте стоят случаи дорожно-транспортного травматизма и падения детей с высоты, что влечёт за собой черепно-мозговые повреждения и переломы костей опорно-двигательного аппарата.
Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту. 
Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т.к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме.
Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Формула безопасности гласит:
Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Тема безопасности детей в быту сегодня особенно актуальна. Ведь безопасность – это не просто усвоенные детьми знания, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах безопасности, навыков осознанного безопасного поведения.
Дошкольников необходимо научить понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица) безопасны для жизни и здоровья, как разумно и правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, а в экстремальных – принять единственно верное решение, чтобы избежать тяжёлых последствий.
Т.о., проблема формирования навыков безопасности является актуальной, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И все, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.
В ДОУ педагоги выделяют 3 этапа работы с детьми:
  1. Обогащающий
  2. Имитационный
  3. Практический.
Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.
На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий, просмотром развивающих мультфильмов «Уроки осторожности тетушки Совы».
Цель второго (имитационного) этапа состоит в формировании у детей умений безопасного поведения в быту с  использованием макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;
Целью третьего этапа (практического) является формирование умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.
Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями.
Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные занятия с участием старшей медицинской сестры.

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

Федеральные документы

  1. Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
  2. Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.; 
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
  4. Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»
  5. Закон РФ "Об образовании", ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»; 
  6. «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
  7. Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
  8. Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000г № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »; 
  9. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; 

   Локальные акты МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР

         Материалы для работы педагогических работников по теме: "Безопасность детей в быту":         
Педагогам о безопасности в быту;
Тематическое планирование «Безопасность в быту»
Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста
Беседа по ОБЖ
Безопасность детей дома

2. РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

Федеральные документы

  • Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»; 
  • «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

Материалы для родителей

3. ВОСПИТАННИКАМ

Яндекс.Метрика