Меню сайта

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОУ 

В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, режима самоизоляции или карантина или режима повышенной готовности, образовательный процесс  переводится в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться приходится и дошкольной системе образования: старший  воспитатель   информирует родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводятся консультации. Для этого вывешивается  приказ о дистанционном обучении и дополнительная  информация на сайте детского сада, информационном стенде около входа. Родители должны написать заявление на обучение с использованием дистанционных технологий. Каждый воспитатель отвечает за дистанционное обучение в его группе, а общий контроль возлагается  на старшего воспитателя.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. 
В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога.
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

  1. Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
  2. Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
  3. Возможность контролировать круг общения ребенка.
  4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
  5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
  6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
  2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
  3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
  4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
  5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

  1. В центре – ребенок;
  2. Взрослый – тьютор.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:

  • индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
  • повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
  • поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1. Составить расписание онлайн занятий:

  • продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
  • продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.

2. Вовлекать ребенка постепенно:

  • сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
  • затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;

3. Направлять, но не указывать:

  • договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
  • ненавязчиво контролировать процесс обучения: интересоваться, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
  • сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок  произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей.

Воспитателям и родителям необходимо помнить, что при планировании дистанционного занятия надо учитывать и нормы непрерывной работы с компьютерами и ноутбуками (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21):

  • Не обучайте детей до пяти лет дистанционно. Санитарные правила запрещают использовать для их обучения гаджеты даже при очных занятиях (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20 
  • Если ребенок должен одновременно смотреть на экран и записывать что-то в тетради, то нужно соблюдать другие нормы. В таком случае продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – семи минут
  • На дистанционные занятия распространяется норма о запрете использования больше двух гаджетов одновременно. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не одновременно (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Мобильные средства связи использовать нельзя

Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Перечень ресурсов родителям для дистанционного обучения детей:

  • Образовариум;
  • Интернет-школа Фоксфорд;
  • InternetUrok.ru;
  • Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.

Минпросвещения разрешило использовать социальные сети, чтобы организовать дистанционое обучение, например «ВКонтакте»,  Instagram, Facebook. Они содержит групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. 

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

  1. Федеральные документы:
  1. Локальные акты и распорядительная документация  МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР

 ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ

РОДИТЕЛЯМ

ССЫЛКИ НА ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ


Академия «АРТ-талант» https://www.art-talant.org
http://potomy.ru «Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаѐм мир».
http://andersen.com.ua Все сказки Андерсена
http://www.kindereducation.com Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы, (от 4-х лет).
https://solnet.ee/ Данный портал могут использовать родители и дети для развития, развлечения, обучения.
https://www.kino-teatr.ru/blog/y2015/7-22/681/?fbclid=IwAR3zQSMkzVM9Go_id4gtQ7n76rAPR6-i5DojIQvSM0oa95_gCPgzNzfYka4 На данном сайте вы можете найти на свой вкус старинные, любимые сказки
https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html 12 практических развивающих занятий на тему Космос
http://www.babylessons.ru/ Развивающий сайт для детей
http://www.barbariki.ru/ Развивающий сайт для детей
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry Детский развивающий сайт
https://uchi.ru/matematika/doshkolniki/4-goda Математика для детей 4 лет
https://ds7ruz.schoolrm.ru/edu-process/directions/442022/razvivashka33.ru/index/glagol/0-5 Развивающий сайт для детей (стихи, сказки, загадки и т.д.)
https://vk.com/video-102446075_171391283 Космос и Звездное небо – видео энциклопедия для малышей от Дошколят
https://risuemdoma.com/video/flowers Видеоуроки для детей: рисуем цветы.