ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОУ
В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране, режима самоизоляции или карантина или режима повышенной готовности, образовательный процесс переводится в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться приходится и дошкольной системе образования: старший воспитатель информирует родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводятся консультации. Для этого вывешивается приказ о дистанционном обучении и дополнительная информация на сайте детского сада, информационном стенде около входа. Родители должны написать заявление на обучение с использованием дистанционных технологий. Каждый воспитатель отвечает за дистанционное обучение в его группе, а общий контроль возлагается на старшего воспитателя. В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме. В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны – больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагога. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий. Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дому. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
- Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
- Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
- Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.
- Возможность контролировать круг общения ребенка.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
- Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.
- Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).
- Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.
- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:
- В центре – ребенок;
- Взрослый – тьютор.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует:
- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий);
- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);
- поддержка очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).
Как сделать дистанционное обучение эффективным?
1. Составить расписание онлайн занятий:
- продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
- продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
2. Вовлекать ребенка постепенно:
- сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
- затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
3. Направлять, но не указывать:
- договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
- ненавязчиво контролировать процесс обучения: интересоваться, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
- сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей.
Воспитателям и родителям необходимо помнить, что при планировании дистанционного занятия надо учитывать и нормы непрерывной работы с компьютерами и ноутбуками (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21):
- Не обучайте детей до пяти лет дистанционно. Санитарные правила запрещают использовать для их обучения гаджеты даже при очных занятиях (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20
- Если ребенок должен одновременно смотреть на экран и записывать что-то в тетради, то нужно соблюдать другие нормы. В таком случае продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – семи минут
- На дистанционные занятия распространяется норма о запрете использования больше двух гаджетов одновременно. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не одновременно (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Мобильные средства связи использовать нельзя
Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Перечень ресурсов родителям для дистанционного обучения детей:
- Образовариум;
- Интернет-школа Фоксфорд;
- InternetUrok.ru;
- Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.
Минпросвещения разрешило использовать социальные сети, чтобы организовать дистанционое обучение, например «ВКонтакте», Instagram, Facebook. Они содержит групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- Федеральные документы:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19марта 2020 года NГД-39/04 «Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
- Локальные акты и распорядительная документация МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР
- Положение о дистанционном обучении
- Положение о дистанционных технологиях в обучении
- Положение об этике общения в родительских часах в социальных сетях и мессенджерах
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
- Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс
- Письмо Минпросвещения от 08.04.2020 ГД-161/04 «Об организации образовательного процесса»
- Письмо Минпросвещения от 12.05.2020 ВБ – 1007/03 «О поэтапном возобновлении деятельности образовательных организаций»
- Консультация «Как создать блог в Инстаграме»
- Памятка для педагогов по взаимодействию с родителям
РОДИТЕЛЯМ
- Памятка для родителей «О познавательном развитии детей в игре»
- Памятка для родителей «Следите за здоровьем»
ССЫЛКИ НА ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ
Академия «АРТ-талант» https://www.art-talant.org http://potomy.ru «Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаѐм мир». http://andersen.com.ua Все сказки Андерсена http://www.kindereducation.com Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы, (от 4-х лет). https://solnet.ee/ Данный портал могут использовать родители и дети для развития, развлечения, обучения. https://www.kino-teatr.ru/blog/y2015/7-22/681/?fbclid=IwAR3zQSMkzVM9Go_id4gtQ7n76rAPR6-i5DojIQvSM0oa95_gCPgzNzfYka4 На данном сайте вы можете найти на свой вкус старинные, любимые сказки https://jablogo.com/teaching-children-at-home/12-prakticheskix-razvivayushhix-zanyatij-na-temu-kosmos.html 12 практических развивающих занятий на тему Космос http://www.babylessons.ru/ Развивающий сайт для детей http://www.barbariki.ru/ Развивающий сайт для детей https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry Детский развивающий сайт https://uchi.ru/matematika/doshkolniki/4-goda Математика для детей 4 лет https://ds7ruz.schoolrm.ru/edu-process/directions/442022/razvivashka33.ru/index/glagol/0-5 Развивающий сайт для детей (стихи, сказки, загадки и т.д.) https://vk.com/video-102446075_171391283 Космос и Звездное небо – видео энциклопедия для малышей от Дошколят https://risuemdoma.com/video/flowers Видеоуроки для детей: рисуем цветы.