Меню сайта

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО СОХРАНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ и включает в себя их эмоциональное благополучие, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. 
Согласно ФГОС ДО содержание нашей образовательной программы ДОУ  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. 
В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы ДОУ и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, гимнастике, прогулке и т.д.). Воспитательно-образовательная работа выстраивается, также,   с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей. 
Дошкольный возраст — важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 
В ДОУ основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу. 
Для успешной организации данной работы  они соблюдают требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, и имеют соответствующий уровень профессиональных умений педагогов. 
Так, наши педагоги владеют основами здорового образа жизни, личным примером учат детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, умеют наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. 
Педагоги используют разнообразные формы оздоровления и укрепления здоровья дошкольников: облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав), обливание ног летом водой контрастной температуры (с разрешения родителей),  хождение босиком летом (с разрешения родителей), систематическое проветривание группы, прогулка в любую погоду, умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры и т.д.
Педагоги создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проводят в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:
  • подвижные игры на свежем воздухе;
  • гимнастику после сна;
  • гимнастику для глаз по профилактике усталости;
  • прогулки;
  • индивидуальную работу по физическому воспитанию;
  • физкультурные минутки в процессе НОД
На занятиях по физической культуре педагоги проводят упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса, используют подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке, внимательно наблюдают за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки, варьируют физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Воспитатели содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создают благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка,  устанавливают контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОУ. 
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОУ средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок? 
☐ да;
☐ нет.
2. Каковы основные причины болезни? 
☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;
☐ недостаточное физическое воспитание в семье;
☐ и то, и другое;
☐ наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка? 
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? 
☐ соблюдение режима;
☐ рациональное, калорийное питание;
☐ полноценный сон;
☐ достаточное пребывание на свежем воздухе;
☐ здоровая, гигиеническая среда;
☐ благоприятная психологическая атмосфера;
☐ наличие спортивных и детских площадок;
☐ физкультурные занятия;
☐ закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка? 
  • облегченная форма одежды для прогулок;
  • облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав),
  • обливание ног летом водой контрастной температуры (с разрешения родителей), 
  • хождение босиком летом (с разрешения родителей),
  • систематическое проветривание группы,
  • прогулка в любую погоду,
  • умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада? 
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
Спасибо за сотрудничество!