ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО СОХРАНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников – приоритетное направление деятельности нашего ДОУ и включает в себя их эмоциональное благополучие, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Согласно ФГОС ДО содержание нашей образовательной программы ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы ДОУ и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, гимнастике, прогулке и т.д.). Воспитательно-образовательная работа выстраивается, также, с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей. Дошкольный возраст — важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды. Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В ДОУ основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу. Для успешной организации данной работы они соблюдают требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, и имеют соответствующий уровень профессиональных умений педагогов. Так, наши педагоги владеют основами здорового образа жизни, личным примером учат детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, умеют наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Педагоги используют разнообразные формы оздоровления и укрепления здоровья дошкольников: облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав), обливание ног летом водой контрастной температуры (с разрешения родителей), хождение босиком летом (с разрешения родителей), систематическое проветривание группы, прогулка в любую погоду, умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры и т.д. Педагоги создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проводят в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:
- подвижные игры на свежем воздухе;
- гимнастику после сна;
- гимнастику для глаз по профилактике усталости;
- прогулки;
- индивидуальную работу по физическому воспитанию;
- физкультурные минутки в процессе НОД
На занятиях по физической культуре педагоги проводят упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса, используют подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке, внимательно наблюдают за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки, варьируют физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Воспитатели содействуют созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создают благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка, устанавливают контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОУ. Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОУ средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ. 1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок? ☐ да; ☐ нет. 2. Каковы основные причины болезни? ☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду; ☐ недостаточное физическое воспитание в семье; ☐ и то, и другое; ☐ наследственность, предрасположенность. 3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка? ☐ да; ☐ частично; ☐ нет. 4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? ☐ соблюдение режима; ☐ рациональное, калорийное питание; ☐ полноценный сон; ☐ достаточное пребывание на свежем воздухе; ☐ здоровая, гигиеническая среда; ☐ благоприятная психологическая атмосфера; ☐ наличие спортивных и детских площадок; ☐ физкультурные занятия; ☐ закаливающие мероприятия. 5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
- облегченная форма одежды для прогулок;
- облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав),
- обливание ног летом водой контрастной температуры (с разрешения родителей),
- хождение босиком летом (с разрешения родителей),
- систематическое проветривание группы,
- прогулка в любую погоду,
- умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка? ☐ да; ☐ частично; ☐ нет. 7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада? ☐ да; ☐ частично; ☐ нет. Спасибо за сотрудничество!