ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификацией. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена Цель ФГОС ДО:
|
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
- Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
- Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
- Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный , активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
- Ребенок должен учиться через игры.
- Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе? Каково участие родителей? (взаимодействие)
- Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
- Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
- Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями
- Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
- Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
- Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана по отношению к родителям:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, об Образовательной Программе детского сада.
- обеспечить открытость дошкольного образования.
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Федеральные документы:
-
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
-
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден 10.01.2014г.)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Региональные документы:
- Закон Ярославской области О внесении изменения в приложение 2 к Закону Ярославской области «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций» (Принят Ярославской областной Думой 26 марта 2019 года)
- Закон Ярославской области О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций. Приложение 2 к Закону Ярославской области от 23.12.2013 № 74-з Принят Ярославской областной Думой 11 декабря 2013 года.
-
Постановление правительства Ярославской области от 26.12.2013 № 1738-п «Об утверждении Методики предоставления и распределения субсидии местным бюджетам на создание условий и осуществление присмотра и ухода за детьми в образовательных организациях
- Постановление правительства Ярославской области от 30.09.2014 № 957-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 23.01.2014 № 37-п» Постановление правительства Ярославской области от 23.01.2014 № 37-п «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативов бюджетного финансирования предоставления услуг по дошкольному образованию детей и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области»
- Приказ Департамента образования Ярославской области от 31.01.2014 № 44/01-03«Об утверждении плана-графика мероприятий по созданию условий для введения и реализации ФГОС ДО на территории Ярославской области на 2014-2016 гг.»
Муниципальные документы:
- Приказ № 1155 от 17.10.2017 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Приказ № 120 от 18.04.2014 "Об утверждении плана-графика по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельность образовательных организаций Ярославского муниципального района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования"
- Приказ 18.04.2014 г. № 120 "Об утверждении плана-графика по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в деятельность образовательных организаций Ярославского муниципального района, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования"
- План-график мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ярославского муниципального района на 2014 -2016 гг.
Локальные акты МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР:
- План – график внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в МДОУ № 5 «Гнездышко» ЯМР на 2014 – 2016 годы
- Презентация 1(Ф ГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях)
- Презентация 2 (ФГОС. Требования к развивающей предметно-пространственной среде)