Меню сайта

ПЕДАГОГАМ

Приказом Минтруда России от 18октября 2013г. No544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013г., регистрационный N 30550) утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, срeднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога). В силу данный документ вступает с 1 января 2020года.
Немного о профстандарте педагога дошкольного образования.
Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Профессиональный стандарт педагога – характеристика квалификации, которая необходима педагогу для осуществления дошкольного образования или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Основная цель дошкольного образования – оказание образовательных услуг по основной образовательной программе ДОУ. Профстандарт объединил в себе требования к педагогу дошкольного  образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;
Профстандарты нужны, чтобы определить квалификацию педагога и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник. Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту. Именно для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:
ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того,ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педагогов вступает в силу лишь с 1 января 2020г.
Цели профессионального стандарта:
повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.
Стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " установлено, что в функции педагога входят:
разработка и реализация основной общеобразовательной программы ДОУ;
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
участие в разработке и реализации программы развития ДОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
планирование и проведение образовательной деятельности;
систематический анализ эффективности образовательной деятельности и подходов к обучению;
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования – воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
Портрет воспитателя
Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.
Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования).
Педагог дошкольного образования должен:
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенцией, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Федеральные документы:
 
Локальные акты МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР:
Порядок пользования объектами инфраструктуры                                                            

Яндекс.Метрика