|
|
.
|
Современное российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей. Одним из основных принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА МДОУ №5 «ГНЁЗДЫШКО» ЯМР
В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОВЗ), который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Для обеспечения права детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование необходимо создание специальных условий. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами следует понимать особые требования к материально-технической составляющей ДОУ, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня, т.е. это:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОВЗ, ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ И ДРУГИМИ МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРАЖДАНАМИ В НАШЕМ МДОУ №5 «ГНЁЗДЫШКО» ЯМР (ДАЛЕЕ – ДОУ).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание ДОУ
Наше МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР имеет следующие структурно – функциональные зоны, которые адаптированы для детей – инвалидов и других маломобильных граждан:
- Территория, прилегающая к зданию (участок):
- Вход (входы) на территорию не имеет препятствий, перепадов высот, имеет удобную для проезда детей – инвалидов широкую калитку
- Вход (входы) в здание:
- Лестница (наружная) имеет с двух сторон поручни, тактильные полосы вдоль ступеней
- Пандус (наружный) оснащён двухуровневыми поручнями с двух сторон: пологий, удобный для въезда ребёнка на инвалидной коляске с поручнями
- Входная площадка (перед дверью) имеет ровные полы без перепадов
- Широкие входные двери легко открываются, оснащены переговорным устройством – домофоном и кнопкой вызова персонала в экстренных ситуациях
- Зона входа хорошо освещена в темное время суток, что снижает риск травм не только для детей – инвалидов, но и для здоровых детей
- Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации):
- Вестибюль имеет достаточную площадь для разворота инвалидной коляски
- Лестница (внутри здания) оснащена поручнями с окончанием для опоры при спуске с последней ступени, имеет ступени одинаковой формы и высоты, тактильные полосы вдоль ступеней
- Двери внутри ДОУ имеют широкий проём для проезда коляски ребёнка – инвалида
- Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта):
- Ширина проёмов входных дверей и ровные полы без перепадов высот в музыкально – физкультурном зале и группе «Гуси – лебеди» позволяет детям – инвалидам на инвалидных колясках перемещаться и получать образовательные услуги
- Санитарно-гигиенические помещения:
- Туалетная комната группы «Гуси – лебеди» приспособлена для инвалидов-колясочников: оснащена широкими дверями и специальным унитазом с поручнями справа и слева от унитаза, её габариты позволяют развернуться на коляске.
Необходимая дополнительная помощь ребёнку – инвалиду с ДЦП, посещающему ДОУ, оказывается силами сотрудников ДОУ - младшего воспитателя (сопровождающего) по обеспечению доступности ДОУ и услуг детям – инвалидам, а также оказания помощи в сопровождении к месту получения услуг – общедоступного дошкольного образования. Для вызова сотрудника воспользуйтесь переговорным устройством – домофоном (кнопкой соответствующей группы), расположенным на калитке ограждения ДОУ или телефоном: 43 – 93 – 49
Информация об условиях безбарьерной среды отражается в паспорте доступности, который составляется комиссией после обследования степени сформированности доступной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью.
В нашем ДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и условий для беспрепятственного доступа:
- опора для сидения,
- вертикализатор Котенок Инвенто размер 2,
- столик для детей с ДЦП "Лилия",
- коляска детская прогулочная,
- тренажер "Шагоход",
- тренажер детский механический "Беговая дорожка" с компьютером,
- тренажер "Жим ногами",
- тренажер детский механический "Степпер" с ручкой,
- тренажер детский механический "Бегущая по волнам" /Ходики/,
- тренажер детский механический "Велотренажер" с компьютером,
- лабиринт для опорно-двигательного аппарата,
- комплекс ТАКОВ Аппарат для тренировки координации движения глаз-рук ТВО-01 («Световое перо»),
- зеркало говорящее,
- тренажер «ЛЕЧИ-ИГРАЙ»,
- развивающий центр для слабовидящих и слабослышащих
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
- адаптированный игровой набор,
- тактильная дорожка (7 составных модулей);
- комплекс Сенсорика;
- модульный набор;
- доска деревянная, детская, магнитная, креативная, цветная;
- ручной тренажёр Топотуша "Слоненок";
- набор трафаретов в пенале (12 штук) для песочной терапии
Специальные условия питания и охраны здоровья не создаются (аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru).
В ДОУ имеются специальные средства для охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: '
- спортивно-игровой комплекс заезд,
- коврик массажный модульный,
- коврик с камушками массажный ортопедический развивающий,
Специально оборудованные учебные кабинеты – это кабинет учителя – логопеда и кабинет педагога – психолога.
Кабинет учителя – логопеда содержит оборудование, игры и пособия для детей с ОВЗ в следующих центрах:
- учебный центр («Уголок логопеда», столы, многофункциональная доска, которая включает наборное полотно; магнитная доска; доска для работы фломастером; буквы)
- центр коррекции звукопроизношения (большое и индивидуальные зеркала; речевой и картинный материал по автоматизации и дифференциации звуков; рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом; дидактические игры).
- центр здоровьесберегающих технологий (пособия для развития мелкой моторики, дыхания: пирамидки, матрёшки; крупные напольные сенсорные игрушки; шнуровки, деревянные пазлы; игры-головоломки; мозаика; массажные мячики, шарики, колечки-пружинки для Су-Джок терапии; резиновые массажные мячи по количеству воспитанников; прищепки по количеству детей; лабиринт (деревянное объёмное пособие).
- центр методического и игрового сопровождения (стеллажи с методической литературой, наглядно-дидактическим материалом по обследованию и развитию основных компонентов речи, дидактические игры и игрушки).
- информационный центр для родителей и педагогов (стенд рядом с кабинетом, стенды в раздевалках групп, папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи)
- центр ИКТ (ноутбук для работы с детьми, родителями и педагогами).
Кабинет педагога – психолога содержит оборудование, игры и пособия для детей с ОВЗ для:
- развития эмоционально-волевой сферы (мягкий куб с эмоциями; пальчиковый театр с персонажами, выражающими разные эмоции; перчаточный театр; дидактические игры «Театр настроений», «Оцени поступок», «Угадай эмоцию», «Лото-эмоции», «Найди пару» и т.п; эмоциональный конструктор «Портрет», картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы)
- развития познавательной сферы: (матрешки, мисочки, пирамидки; коробка форм; деревянный конструктор; кубики Никитина; набор «Блоки Дьеныша»; палочки Кьюзенера; квадрат Воскобовича; наборы деревянных пазлов «Дикие животные», «Домашние животные»; набор цветных палочек; мини-игры «Рыбалка», «Семья», «Внимание», «Что к чему», «Круглый год», «Кто что ест», «Геометрические фигуры» и т.д.)
- развития мелкой моторики: (шнуровки, мозаика, массажные мячики су-джок, колючие мячики, мелкий конструктор, вкладыши, пальчиковый вязаный театр, пластмассовые контуры на лексические темы, простой и цветной песок и т.д.)
- развития социально-личностной сферы (световые столы для индивидуальной и групповой работы, песочница, набор фигурок для работы в песочнице по темам (домашние и дикие животные, природа, водный мир, люди, транспорт, сказочные существа, дома и архитектура), кварцевый песок)
- отдыха и релаксации (воздушно-пузырьковая колонна; фибероптический душ «Солнышко», зеркальное панно с фибероптическими нитями "Тучка», светильник с переливающимся светом «Плазма»; Диско-шар; мягкий модуль (пуфики, подушечки))
Библиотека, объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ аналогичен для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ – общежитий и интернатов в ДОУ нет
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru.
Содержание образования детей с ОВЗ и детей – инвалидов определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой (далее - Программа), которая самостоятельно разрабатывается ДОУ на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ДО) обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт). Стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Программа направлена на создание комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает:
- поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
- интеграцию этой категории обучающихся в ДОУ, осуществляющее образовательную деятельность;
- оказание каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
- создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и образовательной деятельности
Программа содержит:
1) цели и задачи коррекционной работы; 2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов; 3) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов; и др. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
В зависимости от рекомендаций ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии Центра помощи детям) детей с ОВЗ в детский сад принимаем:
- в группу в группу компенсирующей направленности или
- в группу комбинированной направленности.
В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?
Инклюзивное образование в ДОУ в группах
- комбинированной направленности: особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с детьми без нарушений обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом.
- компенсирующей направленности: группы компенсирующей направленности – это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением.
Для создания оптимальных условий обучения, развития и адаптации детей, которые в этом нуждаются, организована работа Психолого-педагогического консилиума (далее ППк) ДОУ. В состав консилиума включены: председатель – педагог-психолог, старший воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитатели. Деятельность ППк регламентируется Положением о психолого – педагогическом консилиуме.
Задачи ППк: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка; спрогнозировать его развитие; прописать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; определить содержание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). В соответствии с особенностями развития ребёнка и спецификой ДОУ устанавливается интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Вариант адаптированной общеобразовательной программы (далее – АООП), форму обучения, специалистов сопровождения для детей с ОВЗ определяет ПМПК
Перечень служб психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ярославской области
№ |
Название службы |
Адрес |
Контактный телефон |
Время работы |
Учреждения областного уровня |
||||
1 |
Государственное учреждение Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (ГУ ЯО ЦПОиПП «РЕСУРС») |
150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, 13/67 |
8 (4852) 72-74-48 8 (4852) 72-95-00 |
понедельник – вторник 9.00-18.00, пятница 9.00-17.00, перерыв 13.00-13.48 |
2 |
Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям» |
150040, г. Ярославль, ул. Некрасова, 58 |
8 (4852) 32-14-45 8 (4852) 72-20-05 |
понедельник – пятница 8.30-17.30
|
Ярославль и Ярославский МР |
||||
17 |
Служба сопровождения опекунов и попечителей на базе ГОУ ЯО Детский дом «Солнечный»
|
г. Ярославль, ул. Автозаводская, 57а |
8(4852) 51-92-03 |
|
18 |
Служба сопровождения опекунов и попечителей на базе МУ Центр «Доверие» |
г. Ярославль, ул. Пионерская, 19 |
8 (4852) 55-50-64 |
|
19 |
Служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц на базе ЦДТ «Шанс» |
Ярославский р-н, р.п. Лесная поляна, 38 |
8 (4852) 98-89-12 |
|
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Федеральные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" просмотр/ Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" просмотр/ Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи просмотр/. Локальные акты МДОУ №5 «Гнездышко» ЯМР: Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) N 20.01-2-37 от 2021 года Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи Перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников ДОУ по обеспечению доступности ДОУ и услуг для детей – инвалидов, оказания им необходимой помощи Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для детей – инвалидов объектов и услуг ДОУ Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности ДОУ и услуг и инструктаж персонала в ДОУ Должностная инструкция младшего воспитателя (сопровождающего) по обеспечению доступности ДОУ и услуг детям – инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг, общедоступного дошкольного образования Перечень оборудования для работы по оказанию муниципальных услуг детям – инвалидам Выписка о создании и работе психолого – педагогического консилиума ДОУ от 25.12.2019 года № 268. Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР) Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка – инвалида с нарушением слуха