Меню сайта

 

.

Современное российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей. Одним из основных принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА МДОУ №5 «ГНЁЗДЫШКО» ЯМР

В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ОВЗ), который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. 
       Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Для обеспечения права детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование  необходимо создание специальных условий. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детьми  – инвалидами следует понимать особые требования к материально-технической составляющей ДОУ, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня, т.е. это:
  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, 
  • использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, 
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, 
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, 
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, 
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.            
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОВЗ, 
ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ И ДРУГИМИ МАЛОМОБИЛЬНЫМИ ГРАЖДАНАМИ В НАШЕМ  МДОУ №5 «ГНЁЗДЫШКО» ЯМР (ДАЛЕЕ – ДОУ).

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание ДОУ

Наше МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР  имеет следующие структурно – функциональные зоны, которые адаптированы для  детей  – инвалидов и других маломобильных граждан:

  1. Территория, прилегающая к зданию (участок):
  • Вход (входы) на территорию не имеет препятствий, перепадов высот, имеет удобную для проезда детей – инвалидов широкую  калитку
  1. Вход (входы) в здание:
  • Лестница (наружная) имеет с двух сторон поручни, тактильные полосы вдоль ступеней
  • Пандус (наружный) оснащён двухуровневыми поручнями с двух сторон: пологий, удобный для въезда ребёнка на инвалидной коляске с поручнями
  • Входная площадка (перед дверью) имеет ровные полы без перепадов
  • Широкие входные двери легко открываются,  оснащены переговорным устройством – домофоном и кнопкой вызова персонала в экстренных ситуациях
  • Зона входа хорошо освещена в темное время суток, что снижает риск травм не только для детей – инвалидов, но и для здоровых детей
  1. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации):
  • Вестибюль имеет достаточную площадь для разворота инвалидной коляски
  • Лестница (внутри здания) оснащена поручнями с  окончанием  для опоры при спуске с последней ступени, имеет ступени одинаковой  формы и высоты, тактильные полосы вдоль ступеней
  • Двери внутри ДОУ имеют широкий проём для проезда коляски ребёнка – инвалида
  1. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта):
  • Ширина проёмов входных дверей и ровные полы без перепадов высот  в  музыкально – физкультурном  зале  и группе «Гуси – лебеди» позволяет детям – инвалидам на инвалидных колясках перемещаться и  получать образовательные услуги 
  1. Санитарно-гигиенические помещения:
  • Туалетная комната  группы «Гуси – лебеди» приспособлена  для инвалидов-колясочников: оснащена широкими дверями и специальным унитазом с поручнями справа и слева от унитаза,  её габариты  позволяют  развернуться на коляске.

Необходимая дополнительная помощь ребёнку – инвалиду с ДЦП, посещающему ДОУ, оказывается силами сотрудников ДОУ - младшего воспитателя (сопровождающего) по обеспечению доступности ДОУ и услуг детям – инвалидам, а также оказания помощи в сопровождении к месту получения услуг –  общедоступного дошкольного образования. Для вызова сотрудника воспользуйтесь переговорным устройством – домофоном (кнопкой  соответствующей группы), расположенным на калитке ограждения   ДОУ или телефоном: 43 – 93 – 49 

Информация об условиях безбарьерной среды  отражается в паспорте доступности, который составляется  комиссией после обследования степени сформированности доступной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью.

В нашем ДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и условий для беспрепятственного доступа:
  • опора для сидения, 
  • вертикализатор Котенок Инвенто размер 2, 
  • столик для детей с ДЦП "Лилия", 
  • коляска детская прогулочная,
  • тренажер "Шагоход", 
  • тренажер детский механический "Беговая дорожка" с компьютером,
  • тренажер "Жим ногами",
  • тренажер детский механический "Степпер" с ручкой,
  • тренажер детский механический "Бегущая по волнам" /Ходики/,
  • тренажер детский механический "Велотренажер" с компьютером, 
  • лабиринт для опорно-двигательного аппарата,
  • комплекс ТАКОВ Аппарат для тренировки координации движения глаз-рук ТВО-01 («Световое перо»),
  • зеркало говорящее,
  • тренажер «ЛЕЧИ-ИГРАЙ»,
  • развивающий центр для слабовидящих и слабослышащих

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:

  • адаптированный игровой набор,
  • тактильная дорожка (7 составных модулей); 
  • комплекс Сенсорика; 
  • модульный набор; 
  • доска деревянная, детская, магнитная, креативная, цветная; 
  • ручной тренажёр Топотуша "Слоненок";
  • набор трафаретов в пенале (12 штук) для песочной терапии

Специальные условия питания и охраны здоровья не создаются (аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации»  официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru).

 В ДОУ имеются специальные средства для охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: '

  • спортивно-игровой комплекс заезд,
  • коврик массажный модульный,
  • коврик с камушками массажный ортопедический развивающий,

Специально оборудованные учебные кабинеты это кабинет учителя – логопеда и кабинет педагога – психолога.

Кабинет учителя – логопеда содержит  оборудование, игры и пособия  для детей с ОВЗ в следующих центрах:

  • учебный центр («Уголок логопеда», столы, многофункциональная доска, которая включает наборное полотно; магнитная доска; доска для работы фломастером; буквы)
  • центр коррекции звукопроизношения (большое и индивидуальные зеркала; речевой и картинный материал по автоматизации и дифференциации звуков; рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом; дидактические игры).
  • центр здоровьесберегающих технологий (пособия для развития мелкой моторики, дыхания: пирамидки, матрёшки; крупные напольные сенсорные игрушки; шнуровки, деревянные пазлы; игры-головоломки; мозаика; массажные мячики, шарики, колечки-пружинки для Су-Джок терапии; резиновые массажные мячи по количеству воспитанников; прищепки по количеству детей; лабиринт (деревянное объёмное пособие).
  • центр методического и игрового сопровождения (стеллажи с  методической литературой, наглядно-дидактическим материалом по обследованию и развитию основных компонентов речи, дидактические игры и игрушки).
  • информационный центр для родителей и педагогов (стенд рядом с кабинетом, стенды в раздевалках групп,  папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи)
  • центр ИКТ (ноутбук для  работы с детьми, родителями и педагогами).

Кабинет педагога – психолога содержит  оборудование, игры и пособия  для детей с ОВЗ для:

  • развития эмоционально-волевой сферы (мягкий куб с эмоциями; пальчиковый  театр с  персонажами, выражающими разные эмоции; перчаточный театр; дидактические игры «Театр настроений», «Оцени поступок», «Угадай эмоцию», «Лото-эмоции», «Найди пару» и т.п; эмоциональный конструктор  «Портрет», картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы)
  • развития познавательной сферы: (матрешки, мисочки, пирамидки; коробка форм; деревянный конструктор; кубики Никитина; набор «Блоки Дьеныша»; палочки Кьюзенера; квадрат Воскобовича; наборы деревянных пазлов  «Дикие животные», «Домашние животные»; набор цветных палочек; мини-игры «Рыбалка», «Семья»,  «Внимание», «Что к чему», «Круглый год», «Кто что ест», «Геометрические фигуры» и т.д.)
  • развития мелкой моторики: (шнуровки, мозаика, массажные мячики су-джок, колючие мячики, мелкий конструктор, вкладыши, пальчиковый вязаный театр,  пластмассовые контуры на лексические темы, простой и цветной песок и т.д.)
  • развития социально-личностной сферы (световые столы для индивидуальной и групповой работы, песочница, набор фигурок для работы в песочнице по темам (домашние и дикие животные, природа, водный мир, люди, транспорт, сказочные существа, дома и архитектура), кварцевый песок)
  • отдыха и релаксации (воздушно-пузырьковая колонна; фибероптический душ «Солнышко», зеркальное панно с фибероптическими нитями "Тучка», светильник с переливающимся светом «Плазма»; Диско-шар; мягкий модуль (пуфики, подушечки))

Библиотека, объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации»  официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ аналогичен для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации»  официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru

Количество  жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ общежитий и интернатов в ДОУ нет

Электронные  образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ аналогичны для всех категорий детей – см. подраздел «Материально – техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса» раздела «Сведения об образовательной организации»  официального сайта МДОУ №5 «Гнёздышко» ЯМР по адресу: ds5-yar.edu.yar.ru

Содержание образования детей с ОВЗ и детей – инвалидов определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой (далее - Программа), которая самостоятельно разрабатывается ДОУ на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ДО) обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт). Стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Программа  направлена на создание комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа носит комплексный характер и обеспечивает:

  • поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями;
  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • интеграцию этой категории обучающихся в ДОУ, осуществляющее образовательную деятельность;
  • оказание каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
  • создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и образовательной деятельности

Программа содержит:

1) цели и задачи коррекционной работы;  
2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;  
3) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов; и др. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

В зависимости от рекомендаций ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии Центра помощи детям) детей с ОВЗ в детский сад  принимаем:

- в группу в группу компенсирующей направленности или 
- в группу комбинированной направленности.

В чём заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?

Инклюзивное образование в ДОУ в группах

  • комбинированной направленности: особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с детьми без нарушений обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности, которая зависит от площади помещения, наполняемость групп комбинированной направленности регламентируется СанПиНом.
  • компенсирующей направленности: группы компенсирующей направленности – это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением.

Для создания оптимальных условий обучения, развития и адаптации детей, которые в этом нуждаются, организована работа Психолого-педагогического консилиума (далее ППк) ДОУ.  В состав консилиума включены: председатель – педагог-психолог, старший воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитатели. Деятельность ППк регламентируется  Положением о психолого – педагогическом консилиуме.

Задачи ППк: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка; спрогнозировать его развитие; прописать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий; определить содержание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). В соответствии с особенностями развития ребёнка и спецификой ДОУ устанавливается интенсивность и продолжительность циклов занятий.

Вариант адаптированной общеобразовательной программы (далее – АООП), форму обучения, специалистов сопровождения для детей с ОВЗ определяет ПМПК

Перечень
служб психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Ярославской области

Название службы

Адрес

Контактный телефон

Время работы

Учреждения областного уровня

1

Государственное учреждение Ярославской области
«Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки «Ресурс»
(ГУ ЯО ЦПОиПП «РЕСУРС»)
150003,
г. Ярославль, пр-т Ленина, 13/67
8 (4852) 72-74-48
8 (4852) 72-95-00
понедельник – вторник
9.00-18.00,
пятница 9.00-17.00,
перерыв 13.00-13.48

2

Государственное образовательное учреждение
Ярославской области «Центр помощи детям»
150040,
 г. Ярославль, ул. Некрасова, 58
8 (4852) 32-14-45
8 (4852) 72-20-05
понедельник – пятница 8.30-17.30

Ярославль и Ярославский МР

17

Служба сопровождения опекунов и попечителей на базе ГОУ ЯО Детский дом «Солнечный»

г. Ярославль, ул. Автозаводская, 57а

8(4852) 51-92-03

 

18

Служба сопровождения опекунов и попечителей на базе МУ Центр «Доверие»

г. Ярославль, ул. Пионерская, 19

8 (4852) 55-50-64

 

19

Служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц на базе ЦДТ «Шанс»

Ярославский р-н, р.п. Лесная поляна, 38

8 (4852) 98-89-12

 

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Федеральные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"   просмотр/
Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" просмотр/
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи  просмотр/.

Локальные акты МДОУ №5 «Гнездышко» ЯМР:
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) N 20.01-2-37 от 2021 года
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи
Перечень функциональных (должностных) обязанностей сотрудников ДОУ  по обеспечению доступности  ДОУ и услуг для детей – инвалидов, оказания им необходимой помощи
Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для детей – инвалидов объектов и услуг ДОУ
Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности ДОУ и услуг и инструктаж  персонала в ДОУ 
Должностная инструкция младшего воспитателя (сопровождающего) по обеспечению доступности ДОУ и услуг детям – инвалидам, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг, общедоступного дошкольного образования     
Перечень оборудования для  работы по  оказанию  муниципальных услуг детям – инвалидам
Выписка о создании и работе психолого – педагогического консилиума ДОУ от 25.12.2019 года № 268.
Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка с задержкой психического развития (ЗПР)
Пример адаптированной образовательной программы для ребёнка – инвалида с нарушением слуха

 

  Яндекс.Метрика